Обзор за февраль 2019 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за февраль 2019 года

21 февраля состоялось очередное, 164-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, а также проект федерального закона, рассмотренный Советом по собственной инициативе.

В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки России, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, научных и иных организаций.

 

Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (об участии в закупках субъектов малого предпринимательства). Совет поддержал проект, высказав замечание по вопросу предложенного в проекте порядка внесения изменений в Закон о закупках;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменения в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части использования изобретения, относящегося к лекарственному средству для медицинского применения, без согласия патентообладателя, в целях экспорта лекарственного средства), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 12 октября 2018 г. № 180-3/2018). Совет вновь не поддержал проект, указав на его существенные недостатки (отсутствие описания условий выдачи принудительных лицензий; в предлагаемой статье 1360.1 ГК РФ не говорится о производстве лекарственного средства; проект не предусматривает необходимость предварительной попытки проведения переговоров с правообладателем о заключении лицензионного договора об использовании его запатентованного результата; следует установить правило о выплате правообладателю экспортером вознаграждения, а не компенсации; неудачная терминология);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона № 573466-7 «О внесении изменения в статью 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части распоряжения исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, принадлежащим нескольким лицам совместно). Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку он содержит серьезные концептуальные просчеты, вступает в противоречие с действующими положениями гражданского права и способен привести к ущемлению законных интересов авторов и иных правообладателей;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона № 604443-7 «О внесении изменений в статью 66 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка). Совет не поддержал проект по соображениям концептуального характера, поскольку порядок общения ребенка с отдельно проживающим родителем не может быть урегулирован в законе единообразно для всех без исключения случаев;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части запрета прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции). Совет в целом поддержал проект, высказав замечание в части терминологии и установления в проекте ничтожности сделок по приобретению акций или долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, совершенных с нарушением установленного порядка;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части развития взаимного страхования) и «О внесении изменений в статью 123.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 968 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Совет пришел к выводу, что проекты не могут быть поддержаны, так как нуждаются в существенной доработке и обосновании многочисленных положений. В их числе: об исключении ревизионной комиссии общества взаимного страхования, отмены обязательности видов страхования (страхования ответственности оценщиков, арбитражных управляющих, операторов электронных площадок, кадастровых инженеров); о снижении размера выплаты из компенсационного фонда на сумму страхового возмещения, подлежащего выплате страховщиком; о расширении перечня обстоятельств, при которых страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения в рамках деятельности арбитражного управляющего и оператора электронной площадки; об отмене свободного выбора страховщика при осуществлении страхования ответственности кадастровых инженеров в индивидуальном порядке;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», ранее рассмотренному Советом (экспертные заключения от 30 марта 2015 г. № 140-1/2015 и от 26 января 2009 г., протокол № 66). Совет указал на существенные недостатки проекта, в том числе в части регламентации заключения транспортными организациями соглашения об организации прямого смешанного сообщения (наличие неясных правил, неверное определение порядка заключения соглашения по правилам статьи 428 ГК РФ о договоре присоединения, избыточность существенных условий), одностороннего отказа от соглашения, ответственности транспортных организаций;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона № 192177-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По мнению Совета, применение предложенного в Проекте нового договорного типа в сфере перевозки грузов – договора на организацию перевозки транзитных грузов (товаров) – приведет к правовой неопределенности, системным противоречиям. Положения Проекта, существенно ограничивающие свободу договора без видимых оснований, содержат много спорных положений, устанавливают императивные правила, не определяя последствия их нарушения;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона № 589321-7 «О внесении изменения в статью 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (в части уточнения полномочий арбитражного суда при обнаружении признаков преступления). Совет констатировал отсутствие в проекте норм гражданского права отметив, в то же время, что выраженная в проекте законодательная инициатива является своевременной, обоснованной и необходимой мерой;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
10) по проекту федерального закона № 596512-7 «О внесении изменения в пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в части предоставления в собственность на безвозмездной основе земельных участков организациям инвалидов). Совет не поддержал проект, поскольку он не имеет предмета, урегулирование которого относится к сфере федерального законодательства;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
11) по проектам федеральных законов № 607994-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности перевозчика за незаконное прекращение или изменение договора воздушной перевозки пассажира)» и № 607995-7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (в части недопустимости изменения или расторжения перевозчиком договора воздушной перевозки в связи с невозможностью предоставить пассажиру место на рейс, указанный в билете). Совет не поддержал проекты, поскольку они требуют существенной доработки. Совет не согласился с предложением установить запрет на изменение договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика, а также на расторжение по инициативе перевозчика договоров воздушной перевозки пассажиров и грузов (за некоторыми изъятиями), указал на неэффективность предложенных механизмов защиты интересов граждан, а также предложил переработать нормы, направленные на установление гражданско-правовой и административной ответственности перевозчика;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
12) по проекту федерального закона № 509085-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения нецентрализованной системы водоотведения), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 12 октября 2018 г. № 180-4/2018). Совет вновь не поддержал проект в связи с наличием замечаний концептуального характера (проект ограничивает свободу договора; предусматривает регулирование, которое может привести к необоснованному росту расходов абонентов и к неосновательному обогащению на стороне организации, осуществляющей водоотведение; вводит административную ответственность за неисполнение гражданско-правового обязательства без соответствующего обоснования;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

II.

Кроме того, путем опроса мнения членов Совета приняты экспертные заключения, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации:

1) по проекту федерального закона № 548974-7 «О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части права женщин, достигших пятидесяти пяти лет, и мужчин, достигших шестидесяти лет, на получение алиментов), поступившему повторно (см. Экспертное заключение от 12 октября 2018 г. № 180-6/2018), Совет принял положительное экспертное заключение;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части установления запрета на восстановление права пользования недрами». Совет поддержал концепцию проекта, направленную на упорядочивание отношений с недропользователем в случае прекращения (в том числе досрочного прекращения) лицензии;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования системы расчетов платы за услуги автовокзала (автостанции), связанные с перевозками пассажиров автобусами), рассмотренному Советом в третий раз (см. экспертные заключения от 26 июня 2017 г. № 166-3/2017, 23 апреля 2018 г. № 175-6/2018). Совет сделал вывод, что проект по-прежнему концептуально не продуман, отметил, что принятие проекта в качестве закона приведет к неоправданному возложению на пассажиров дополнительных расходов помимо платы за проезд;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». Совет констатировал, что в проекте учтены многие из ранее высказанных замечаний (см. Экспертное заключение от 1 ноября 2018 г. № 181-3/2018). В то же время часть замечаний сохраняет актуальность (в части вступления в силу стандартов и внутренних документов саморегулируемой организации, возможности членства в саморегулируемой организации иностранного юридического лица, устранения терминологических расхождений);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 

Спецпредложение
ПОСМОТРЕТЬ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ

×
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?