Обзор за май 2014 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за май 2014 года

26 мая состоялось очередное, 115-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Минфином России.

В заседании приняли участие представители Минюста России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромторга России.

По законопроектам Совет принял экспертные заключения:

1) по проектам федеральных законов «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Совет в целом поддержал законопроекты, указав при этом на ряд недостатков концептуального характера: игнорирование ранее разработанных в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2010 год и согласованных заинтересованными ведомствами законопроектов; неоправданное использование единых регулятивных правил, затрагивающих как «внутренний», так и международный арбитраж; некорректность формулировок законопроектов, которые могут быть истолкованы как ограничивающие компетенцию международного коммерческого арбитража лишь спорами, непосредственно связанными с процессом инвестирования; отсутствие подробного регулирования по вопросу об обеспечительных мерах в арбитраже; отсутствие адекватного правового регулирования в отношении арбитражей ad hoc. Совет также высказал многочисленные замечания по отдельным положениям законопроектов, в том числе по вопросам о субсидиарном применении норм Закона об арбитраже к международным арбитражным разбирательствам на территории России, об администрировании арбитражных разбирательств в России иностранными арбитражными учреждениями, об основаниях для отмены арбитражных решений, о выборе арбитров, об ответственности арбитражных учреждений, а также по ряду иных конкретных вопросов. Совет указал также на ряд юридико-технических недостатков законопроектов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона № 444256-6 «О внесении изменений в статью 1484 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроект не поддержан Советом. Совет указал на ряд существенных недостатков предлагаемого регулирования: положения законопроекта могут дестабилизировать гражданский оборот и повлечь пересмотр судебных решений и лицензионных договоров, регулирующих использование т.н. «советских брендов»; недопустимость введения в отношении товарных знаков института принудительной лицензии, используемого исключительно в патентном праве; неясность ряда положений о регистрации коллективного товарного знака; неприемлемость регулирования предоставления лицензий международными соглашениями; нерешенность вопроса о неизменности обозначения, использовавшегося в советский период;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона № 330577-6 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Совет дал отрицательную оценку законопроекту, указав, что предлагаемые положения противоречат системе регулирования интеллектуальных прав и соглашению ТРИПС, а также сослался на замечания, изложенные в заключении Совета по проекту федерального закона № 444256-6 (см. п. 2 настоящего Обзора);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ранее рассмотренному Советом (см. Экспертное заключение от 30 сентября 2013 г. № 121-5/2013). Совет подтвердил свою позицию по законопроекту, указав на необоснованность его принятия, затруднительность оборота бездокументарных закладных с учетом их индивидуализированного характера, невнимание к вопросам ответственности депозитария;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)», ранее рассмотренному Советом (см. Экспертное заключение от 27 января 2014 г. № 126-5/2014). Совет отметил, что часть его замечаний учтена, однако проект обладает некоторыми недостатками и может быть рекомендован для внесения в Государственную Думу при условии их устранения: отсутствие необходимости пересмотра положений ГК РФ о возможности использования типовых уставов при государственной регистрации юридического лица; избыточность предлагаемых изменений относительно выступления юридического лица под своим фирменным наименованием в случае использования типового устава; отсутствие правовых последствий внесения изменений в типовую форму устава;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части порядка распределения прибыли общества». Законопроект поддержан Советом и рекомендован для внесения в Государственную Думу, поскольку он предлагает устранить лишь чрезмерно жесткую норму о возможности распределения исключительно чистой прибыли общества, не изменяя при этом экономического смысла и правовой природы распределения прибыли в обществах с ограниченной ответственностью;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проектам федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Совет не высказал замечаний по законопроектам, поскольку они не содержат норм гражданского законодательства;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
Кроме того, на заседании Совета принято экспертное заключение по запросу Минэкономразвития России о применении положений статьи 358.15 ГК РФ к отношениям, связанным с залогом прав члена потребительского кооператива, и необходимости внесения изменений в законодательство. Проведя анализ норм ЖК РФ и Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» в их взаимосвязи, Совет пришёл к выводу о том, что необходимость внесения изменений в законодательство отсутствует, поскольку действующие правовые нормы не запрещают совершение сделок (в том числе залога) по поводу прав требования участников кооператива (паёв, прав требования выплаты стоимости пая) и конкретного имущества (квартир);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
ОПОВЕСТИТЬ
 

Спецпредложение
ПОСМОТРЕТЬ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ

×
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?