Обзор за февраль-март 2014 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за февраль-март 2014 года

24 марта состоялось очередное, 113-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минтрудом России, Минюстом России и заместителем председателя Совета А.Л.Маковским.

На заседании Совета присутствовали представители министерств — разработчиков рассматриваемых проектов – Минэкономразвития России, Минтруда России, Минюста России, Минприроды России.

По законопроектам Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона «Об определении местоположения границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совет поддержал концепцию законопроекта, однако высказал по нему ряд существенных замечаний: ничем не обосновано установление 15-летнего срока существования границ на местности как основания рассматривать эти границы таковыми, не определены правовая природа этого срока и последствия его истечения; не согласованы с гражданско-правовыми нормами положения проекта, в которых снятие отметки в кадастре о наличии спора о границах не увязывается с изменениями в правах на спорный участок, либо с судебным решением, принимаемым по заявлению правообладателя, границы земельного участка которого получили статус спорных; предлагаемое определение понятия «кадастровая ошибка» противоречит определению этого понятия, данному в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости»; не ясен статус межведомственной комиссии, рассматривающей жалобы граждан о произведенном уточнении границ земельных участков; введение общего запрета на распоряжение земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о месторасположении границ, противоречит концепции и целям разработки проекта; низкий уровень юридической техники. Совет сделал вывод о необходимости переработки проекта, а также высказал мнение о целесообразности представления законопроекта в качестве проекта изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных». Совет дал отрицательную оценку законопроекту, указав на ряд существенных недостатков: отсутствие положений, определяющих место предлагаемого нормативного акта в системе российского права и его соотношение с гражданским законодательством; низкий уровень проработки понятийного аппарата проекта (наличие множества понятий, значение которых не раскрыто – топографические карты, ортофотокарты и др.); неясно, к каким именно объектам гражданских прав относятся результаты геодезических и картографических работ; предлагаемый в проекте порядок использования материалов и данных, размещенных в федеральном фонде пространственных данных, противоречит общим положениям гражданского законодательства об объектах гражданских прав, не относящих к этим объектам информацию как таковую; положения проекта не соответствуют важным нормам ГК РФ об интеллектуальных правах, согласно которым данные, полученные в результате технической деятельности, например, аэрофотосъемки или съемки из космоса, сами по себе не могут рассматриваться как созданные в результате творческого труда и, соответственно, не могут быть признаны объектами авторских прав; указание в проекте на возможность применения лицензионных договоров во всех случаях предоставления прав на использование пространственных данных неверно, поскольку лицензионный договор не может применяться в случае, если у соответствующего лица нет исключительного права на охраняемый объект; не раскрыто содержание понятия «использование информации, размещенной в государственном информационном ресурсе»; отсутствие предложений о внесении в действующее законодательство изменений, связанных с признанием в проекте предоставления геодезической и картографической информации государственной услугой. Совет сделал вывод о необходимости серьезной доработки проекта;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации», «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с уточнением правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с уточнением правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации» и проекту постановления Правительства Российской Федерации «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации». Анализируя содержащиеся в проектах нормы гражданского законодательства, Совет высказал по ним ряд существенных замечаний: ничем не обосновывается необходимость отмены Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, внесения изменений в отдельные федеральные законы и утверждения Правительством Российской Федерации устава ПФР; концептуальная идея проекта о регулировании деятельности ПФР уставом, определяющим вопросы участия ПФР в имущественном обороте противоречит сущности ПФР как государственного органа, имеющего важнейшее социальное значение; не содержат нового правового регулирования положения об уточнении наименования ПФР. В связи с этим Совет сделал вывод о необходимости совершенствования и уточнения правового статуса ПФР посредством внесения изменения в федеральные законы, а не предложенным в проектах путем;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Совет поддержал законопроект, не высказав по нему замечаний;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части унификации подхода к определению начального размера арендной платы и начальной цены заготавливаемой древесины при проведении аукционов». Совет поддержал заявленную цель разработки законопроекта – необходимость упорядочения оплаты аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, повышения правовой определенности в установлении арендной платы за использование лесных участков и цены заготавливаемой древесины. Вместе с тем Совет высказал ряд замечаний по проекту: ключевые нормы законопроекта отсылают к методике, о которой в Лесном кодексе будет содержаться лишь упоминание без указания даже основных ее параметров; проектом не решена проблема наличия у субъектов не ограниченного какими-либо пределами полномочия по установлению повышающих коэффициентов к минимальному размеру арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности; предлагаемые положения относятся только к лесным участкам, находящимся в федеральной собственности, и лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности. В связи с этим Совет указал на то, что проект не позволяет решить поставленных задач, и сделал вывод о необходимости его доработки;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона № 422644-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу проведения в упрощенном порядке государственной регистрации перехода права собственности на подлежащее сносу недвижимое имущество, расположенное на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии». Совет дал отрицательную оценку законопроекту, указав на ряд существенных недостатков: предлагаемые положения противоречат нормам градостроительного законодательства, не предполагающим приобретение застройщиком права собственности на все аварийные объекты, расположенные на территории, в отношении которой принят о решение о развитии; попытка создать законодательный порядок легализации самовольной постройки, перехода права на нее к другому лицу исключительно для цели обязательного последующего сноса постройки является избыточной и нелогичной, а также не учитывающей императивный характер содержащегося в пункте 2 статьи 222 ГК РФ запрета, который не может быть преодолен для какого-либо конкретного случая; сама попытка установить такой порядок реализована неудачно, поскольку в предлагаемом положении какой-либо конкретный порядок не изложен. Кроме того, Совет высказал мнение о возможности использовать предлагаемые положения по изменению порядка технического учета изменений объекта недвижимости и по сохранению жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии при разработке соответствующих законопроектов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона № 449127-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совет поддержал законопроект с учетом высказанных замечаний: широкая возможность передачи имущества принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления унитарным организациям, во владение и пользование концессионеру серьезно ослабляет содержание характеристики права хозяйственного ведения и права оперативного управления в качестве ограниченных вещных прав, а также создаёт дополнительные риски для кредиторов как унитарных организаций, поскольку принадлежащее им имущество может оказаться переданным во владение и пользование концессионеру, так и для концессионеров, поскольку на переданное в концессию имущество может быть обращено взыскание по долгам унитарных организаций; юридико-техническое замечание о сохранении ссылки на норму закона;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и устранения последствий загрязнений и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате прошлой экономической деятельности». Совет поддержал законопроект с учетом высказанных предложений и замечаний: целесообразность расширения предмета регулирования проекта и распространения его положений на причинение вреда окружающей среде в результате «экономической и иной деятельности»; дублирование положениями абзаца второго пункта 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в редакции проекта положений пункта 2 этой же статьи;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
Кроме того, путем опроса мнения членов Совета в марте принято экспертное заключение по проекту федерального закона № 413114-6 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», внесенного в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Совет дал отрицательную оценку законопроекту, указав на ряд существенных недостатков: введение запрета на продажу определенных орудий лова и определенных биоресурсов некоторым категориям граждан на ограниченных территориях не позволит достичь целей разработки законопроекта, поскольку создаются многочисленные возможности для обхода предлагаемых положений (приобретение орудия на иных территориях и др.), а гражданско-правовая процедура признания запрещенной сделки недействительной и применение реституции являются очевидно неэффективными способами борьбы с браконьерством; несоответствие законодательно установленному кругу полномочий таможенных органов предоставления им возможности изымать запрещенные орудия лова у граждан и продавцов таких орудий на территориях, где продажа этих орудий запрещена;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
ОПОВЕСТИТЬ
 

Спецпредложение
ПОСМОТРЕТЬ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ

×
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?