На VIII Юридическом форуме стран БРИКС выступила Л.Ю. Михеева
VIII Юридический форум стран БРИКС состоялся 8-9 декабря в Йоханнесбурге (ЮАР), в нем приняли участие более 200 юристов из стран «пятерки», а также юристы – представители стран Африки. Руководитель Центра, д.ю.н., профессор Михеева Лидия Юрьевна выступила с докладами в рамках двух панельных сессий Форума – «Интеллектуальная собственность и «Политические и правовые барьеры для финансирования инфраструктурных проектов в странах БРИКС».
Первое выступление Л.Ю. Михеевой было посвящено правовым подходам к использованию искусственного интеллекта. Обозначив активно обсуждаемую дилемму – вводить ли особое регулирование отношений по созданию и использованию искусственного интеллекта или не вмешиваться в развитие технологий, Лидия Юрьевна обратила внимание собравшихся на следующие факторы. У искусственного интеллекта (системы алгоритмов), который с точки зрения его правовой природы прежде всего продукт человеческого творчества, есть автор и последующий правообладатель, есть тот, кто может предоставлять иным лицам право доступа к данному продукту. Только сделка между создателем искусственного интеллекта и покупателем прав на программу может освободить создателя искусственного интеллекта от ответственности любого рода. Впрочем, он будет отвечать за тот вред, который причинен по причинам, которые были скрыты от покупателя. И также только сделка между пользователем программы и собственником программы может освободить собственника программы от ответственности за причинение вреда третьим лицам. Докладчик также отметила, что сделка между обладателем прав на программу и пользователем программы предопределяет того, кто будет владельцем результата, полученного при использовании ИИ.
Лидия Юрьевна отметила: «Мы ценим автономию воли и отдаем предпочтение свободе договора. Это дает нам возможность не загонять прогресс в жесткие рамки, а позволить ему развиваться. Свободная воля участников гражданского оборота станет тем самым регулятором искусственного интеллекта, который создаст необходимые и достаточные ограничения, препятствующие использованию искусственного интеллекта во зло людям». В качестве диспозитивных правил она предложила следующие – право на результат должно признаваться за пользователем, так как открытый доступ к ИИ подразумевает возможность присвоения результата пользователем; по умолчанию пользователь должен отвечать за вред, причиненный в результате использования ИИ, имея возможность предъявить регрессное требование к тому, у кого было приобретено право пользования ИИ. В конечном счете регрессное требование может быть предъявлено к разработчику алгоритма, ибо в его власти было предотвращение всех, в том числе не предвидимых, случаев причинения вреда.
Второе выступление Лидия Юрьевна посвятила теме «Правовые барьеры для развития исламского банкинга: существуют ли они в действительности?». Она отметила, что в основе адаптации моделей исламского банкинга к привычным для западных юристов моделей лежит свобода договора – принцип, позволяющий изобретательно конструировать различные договорные условия. В российском правопорядке тоже есть возможность такого конструирования.
Докладчик отметила, что между исламскими подходами и основами западного частного права нет противоречий. И там, и здесь правопорядки стимулируют участников рынка к добросовестному, честному, предупредительному, вежливому и этичному поведению. При этом надо учитывать, что, отрицая проценты (риба, Ribā), исламский банкинг тем не менее предполагает возможность получения прибыли. По ее мнению единственное различие, которое не может быть преодолено посредством толкования или посредством мягкой адаптации западных моделей, состоит в одобрении финансовых продуктов шариатским советом (sharia board). В действительности важным препятствием внедрения исламского финансирования может служить заложенная внутри него религиозная юрисдикция, однако имеющийся опыт показывает, что сейчас в западных странах используется ее компромиссный вариант.
С материалами докладов Л.Ю. Михеевой можно ознакомиться в прикрепленных ниже файлах.