Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство

Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство
Козырь О.М., Хохлов С.А., и др Год издания: 1994 Исследовательский центр частного права
О книге

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди природных богатств, которыми дано владеть человеку, самое ценное, несомненно, земля. От того, как бережем ее, насколько умело, рачительно хозяйствуем на ней, в огромной степени зависит наше благосостояние. В решении вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важную роль играет земельное законодательство.

Земельная проблема имеет не только правовую и экономическую стороны, с ней связано немало политических бурь и социальных потрясений. И это понятно, ибо земля с ее почвенным покровом занимает определяющее место среди материальных условий, необходимых для жизнедеятельности человека. По выражению великого английского экономиста Уильяма Питти, “труд — отец богатства, земля — его мать”. В России земельный вопрос (он же и крестьянский) всегда отличался особой остротой. И четыреста лет назад, когда крестьянина лишили Юрьева дня, и в 1861 году, когда было отменено крестьянское право, и в период столыпинских реформ (1906 — 1907 гг.), и тем более во время Октябрьской революции (1917 г.). Острота его отмечалась не только в дореволюционный период, но и в советское время. Вспомним недобрым словом принудительную коллективизацию и раскулачивание крестьян в годы “великого аерелома” (1929 г.), насильственное ограничение подсобного хозяйства в период “кукурузной хрущевской оттепели” (1959 г.), да и совсем недавний горбачевский период, когда рыцари нового мышления, борцы за социальную справедливость прошли (1986 г.) с бульдозером “по всей стране великой”, сметая парники, теплицы, садовые домики, поскольку, по мнению команды Горбачева, их владельцы за счет обработки земли получали нетрудовые доходы.

Этот краткий анамнез российской болезни земельных переделов не отражает всего драматизма событий, развертывавшихся вокруг земли. Достаточно упомянуть о многочисленных починах и реорганизациях (их было около 30) в сельскохозяйственном производстве и управлении сельским хозяйством. Все это делалось, конечно же, “для блага народа, для его счастья”. В результате страна, имеющая самый большой в мире клин пахотной земли и лучшие черноземные земли, вышла на первое место в мире по импорту зерна и другой сельскохозяйственной продукции (впервые мы закупили небольшое количество зерна в 1961 году, а затем “процесс пошел”).

На таком удручающем фоне в России началась земельная реформа, призванная решить, наконец, кардинально земельный вопрос с учетом мирового опыта, сбросив идеологические шоры. Правда, и сегодня четкость и ясность в решении земельных проблем пока не достигнуты, хотя первые шаги земельной реформы уже сделаны. Прежде всего законодательство твердо встало на путь отказа от государственной собственности на землю как единственной и исключительной. Закон допускает собственность на землю граждан и юридических лиц. Осуществляется приватизация земель. Установлена плата за землю. Существенным элементом земельной реформы является развитие разнообразных форм хозяйствования на земле и в первую очередь поощрение фермерства. Такой подход представляется принципиально правильным. Однако вызывает озабоченность, что при осуществлении процесса преобразования форм организации сельскохозяйственного производства кое-где просматривается стремление ускорить дело, всех причесать под одну гребенку. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1992 г. “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” зачастую истолковываются на местах как призыв к принудительной реорганизации колхозов и совхозов, сплошной деколлективизации. В условиях, когда в значительной мере разрушен уклад крестьянской жизни, подорваны ее нравственные устои, когда деревня состарилась, обезлюдела, такие резкие повороты вряд ли окажутся плодотворными. С другой стороны, надо ясно понимать, что становление фермерских хозяйств невозможно без мощной поддержки государства. В настоящее время правовые, экономические предпосылки для широкого развития фермерских хозяйств только закладываются. Дать землю крестьянину, даже в собственность — это менее чем полдела. Прежде всего необходимо подготовить квалифицированных фермеров, ибо случайные люди с сегодня на завтра таковыми не станут. Фермерам необходим первоначальный капитал, малогабаритная техника, семена, удобрения, горючее, налаженный сбыт сельхозпродукции, устроенный быт. Надо учитывать, что крестьянину не устоять в одиночку на волне научно-технического прогресса, ему нужна постоянная научная, технологическая, методическая помощь. Селу крайне необходима социально ориентированная политика, чтобы фермер не чувствовал себя на обочине общественного прогресса. Поэтому совершенствование законодательства о фермерском хозяйстве должно осуществляться с учетом указанных и многих других обстоятельств.

Мировой опыт со всей очевидностью показывает, что земельная реформа для того, чтобы быть успешной, должна проводиться на основе научно обоснованной государственной программы. Отсутствие такой программы неизбежно рождает целый ворох проблем, делает земельную реформу недостаточно системной, где-то фрагментарной, не вполне понятной и доступной для населения. Предлагаемый читателю сборник нормативных актов о земле охватывает практически весь нормативный материал последних лет. Составители не сочли возможным поместить в сборнике пока еще действующие союзные акты: во-первых, потому что они в свое время широко публиковались, во-вторых, не так легко установить, какие из них и в какой мере действуют.

Сборник составлен по определенной системе, позволяющей, как нам кажется, практически любому читателю разобраться в нормативном материале. При этом следует иметь в виду, что российское земельное законодательство развивается довольно спонтанно. Нередко по тем или иным вопросам принимаются новые акты без отмены действующего законодательства или внесения изменений в него. Особенно это относится к приватизации земель, купле-продаже земельных участков. Поэтому, чтобы выяснить, как регулируется тот или иной вопрос, надо изучить все относящиеся к нему положения различных нормативных актов.

Мы надеемся, что сборник окажется полезным и юристам, и специалистам сельского хозяйства, и фермерам, и садоводам, и тем, кто интересуется проблемами регулирования земельных отношений.


Исследовательский центр частного права