Налоги в России. Федеральные налоги. Ч. 1. Таможенная пошлина и другие налоги по внешнеэкономической деятельности: Сб. нормативных документов

Налоги в России. Федеральные налоги. Ч. 1. Таможенная пошлина и другие налоги по внешнеэкономической деятельности: Сб. нормативных документов
Коллектив авторов Год издания: 1995 Исследовательский центр частного права
О книге

ПРЕДИСЛОВИЕ

С каждым годом набирают силу процессы, связанные с реформированием российской экономики, включая такую весьма динамичную сферу человеческих и межгосударственных отношений, как внешне-экономические связи, внешняя торговля. Это поставило перед российской таможенной службой задачу привести в соответствие с новыми требованиями концепцию ее построения и развития, а также функции, формы и методы работы таможенных органов.

Собственный опыт развития на рубеже 1991 — 1992 гг., изучение международной практики подсказали: единственно перспективный путь — научиться говорить на одном языке с нашими главными торговыми партнерами, с учетом национальных особенностей перенять накопленный ими опыт рыночного регулирования внешней торговли.

Исходя из таких требований и были определены функции таможенной службы. Среди них те, что присущи таможням большинства стран с развитыми рыночными отношениями: фискальная функция, пополнение доходной части государственного бюджета; регулирование внешней торговли тарифными и нетарифными методами; правоохранительная функция, обеспечение соблюдения участниками внешне-экономических связей таможенного и иных видов законодательства, пресечение попыток контрабанды, нарушений таможенных правил; ведение таможенной статистики внешней торговли, учет перемещаемых через таможенную границу внешнеторговых грузов и транспортных средств, публикация этих данных в сопоставимой форме.

Работа по реформированию таможенных органов России ведется на протяжении последних двух лет, для чего реализуется комплекс" организационных, материально-технических, кадровых и социально-экономических мер.

Знаменательной вехой на этом пути явились разработка и вступление в силу двух важных актов: Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона “О таможенном тарифе”.

Эти документы рассчитаны на длительную перспективу, максимально приближены к международным стандартам. Так, положения, заложенные в Таможенном кодексе Российской Федерации, закреплены в восемнадцати Конвенциях Совета Таможенного Сотрудничества и Едином Таможенном Кодексе ЕЭС. С учетом высокой доли стран Европейского экономического сообщества во внешнеторговом обороте России становится понятной ориентация на нормы и практику ЕЭС. Очень близки по форме российская грузовая таможенная декларация и применяемый в ЕЭС “Единый административный документ”. Система классификации внешнеторговых товаров с применением Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) разработана на основе комбинированной номенклатуры ЕЭС.

Характеризуя новый Таможенный кодекс России, эксперты прежде всего обращают внимание на то, что в нем устанавливаемся значительное количество ранее не применявшихся у нас таможенных режимов. На территории страны их будет пятнадцать.

Мировое сообщество длительным путем шло к созданию многообразных таможенных режимов. Мы же только в начале пути. Однако можно сказать, что установление в России таких режимов, как переработка товаров на (и вне) таможенной территории, под таможенным контролем, магазины беспошлинной торговли, свободные таможенные зоны, режимов временного ввоза и вывоза будет способствовать развитию производственной кооперации, активизации торгово-экономического сотрудничества России с зарубежьем.

Существуют три таможенных режима переработки: на таможенной территории, под таможенным контролем, вне таможенной территории. Все режимы переработки имеют неотъемлемым компонентом тарифные льготы и отсутствие количественных ограничений.

Оборудование и другие товары можно ввозить и на условиях временного ввоза — в этом случае за каждый месяц уплачивается лишь 3% от общей суммы пошлин и налогов. Учитывая, что месячный рост цен и инфляция в России превышает то экономическая эффективность временного ввоза гораздо выше, чем доход от простого импорта.

Необходимо в этой связи сказать, что если раньше для ввоза в Россию требовалась передача товара российскому партнеру, то сейчас в нашу страну товар может ввозить любое иностранное лицо, даже не имеющее представительства в России.

1 Новыми для нас являются и свободные таможенные зоны, а особенно свободные склады. В частности, любой завод, любое предприятие могут стать свободным складом. При этом все формальности и согласования доведены до минимума. В целом все таможенные режимы, установленные Таможенным кодексом, в основном аналогичны процедурам в Европейском экономическом сообществе. Мы и здесь сознательно пошли на то, чтобы наши институты были понятны иностранным партнерам.

Основной постулат, заложенный в Таможенный кодекс, баланс интересов государства и предпринимателей. Государство отказывается от неоправданного вмешательства в хозяйственную деятельность. Предприятиям дается полная свобода хозяйственной деятельности. Государство лишь взимает налоги и осуществляет контроль за тем, чтобы один хозяйствующий субъект не причинял ущерба другому.

Хотя Таможенный кодекс Российской Федерации весьма объемный документ, содержащий 456 статей, разработчики стремились придать им максимально безотсылочный характер, но сделать его полностью законом прямого действия не удалось. В дополнение к нему предстоит выпустить ряд ведомственных и межведомственных нормативных актов.

Например, Положение о таможенном брокере, Правила перемещения товаров физическими лицами не для коммерческих целей, уточненная Инструкция о порядке декларирования, таможенного оформления товаров и транспортных средств, Положения о таможенной лаборатории, о свободном складе, о порядке рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов.

Более детально проработан правоохранительный блок Таможенного кодекса Российской Федерации — этим вопросам посвящена почти половина его статей.

В Кодексе разграничены таможенные преступления и нарушения таможенных правил. Можно сказать, проведен водораздел между уголовно наказуемыми и административно наказуемыми преступлениями и нарушениями. К первой категории по составу преступления отнесены такие деяния, как контрабанда, умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями. По названным преступлениям таможня сама будет возбуждать уголовные дела, проводить дознание и уже потом передавать материалы в следственные органы.

Более подробно отражены в Кодексе относящиеся ко второй категории виды нарушений таможенных правил. Их количество возросло с 17 до 40. Установлены преимущественно экономические механизмы борьбы с этими нарушениями. Ранее применялись в основном штрафы, причем к ответственности привлекались исключительно физические лица. Сейчас расширены квалифицирующие признаки, т.е. в Кодекс внесены все правонарушения, которые встречаются в мировой практике, прежде всего экономические, и введены серьезные санкции экономического плана — штрафы, даже могущие привести нарушителя к банкротству. Меняются акценты и приоритеты в организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Активность государства на этом участке деятельности все более смещается от так называемого пассажирского, неторгового оборота в сторону торгового.

В связи с ростом количества попыток контрабанды наркотиков и психотропных средств, оружия и взрывчатых веществ, валюты и валютных ценностей таможенная служба, опираясь на новое законодательство, принимает все необходимые меры к пресечению противоправных действий.

В 1993 году таможенными органами возбуждено более 1 тыс. дел о контрабанде и нарушениях таможенных правил, задержано валютных и материальных ценностей на сумму 24,6 млрд, руо., иностранной валюты — на сумму около 10 млрд, руб., конфисковано свыше 50 тыс. единиц огнестрельного оружия и боеприпасов. Предотвращен вывоз из страны около 4 тыс. предметов старины и искусства. Более 2 тыс. икон и предметов религиозного культа из их числа были переданы Московской Патриархии. В 1993 году таможни были вынуждены противостоять активизировавшимся попыткам контрабанды наркотиков. Их задержания за этот год превысили показатели 1992 года по количеству в 3,5 раза, по весу — в 5,5 раз. Всего за 1993 год задержано 2408 кг наркотических средств.

Главное внимание уделяется экономической составляющей деятельности таможенной службы. В таможенных органах созданы необходимые структурные подразделения, определен порядок взимания экспортных и импортных пошлин, платежей за таможенное оформление товаров. Принципиально новым для таможенной службы явлением стало применение двух новых налогов — налога на добавленную стоимость и акцизов при импорте товаров. За 1993 год таможенные органы перечислили в доход государства свыше 3,8 трлн. руб. Средства, затраченные на содержание и развитие таможенных органов, составили не более 5% от сумм, перечисленных ими в Федеральный бюджет.

С принятием Таможенного кодекса Российской Федерации была в основном завершена работа по правовому оформлению функций Государственного таможенного комитета России как органа валютного контроля, что позволило приступить к разработке механизма реализации закрепленных в Кодексе норм. Так, совместно с Центральным банком России был определен “Порядок осуществления контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров”, который позволит значительно сократить потери государства, связанные с нерепатриацией валютной выручки.

Для обеспечения валютного контроля в течение отчетного периода готовились и на систематической основе передавались Центральному банку России данные из грузовых таможенных деклараций, оформленных по экспортным операциям. Организация контроля за поступлением экспортной валютной выручки базируется на создаваемой в настоящее время автоматизированной информационной системе, объединяющей более 3 тыс. уполномоченных банков и Главный вычислительный центе ГТК России.

Наша страна находится в непростой экономической и политической ситуации, живет в условиях неурегулированных правовых отношений между бывшими субъектами СССР. Важным в этой связи является то, что Кодекс установил таможенную границу Российской Федерации. Это понятие сугубо экономическое, включающее в себя порядок провоза товаров через границу, порядок квотирования, лицензирования, обложения пошлинами, налогами, освобождение от разного рода выплат, квалификацию всевозможных правонарушений. Одним из непременных условий повышения качества и эффективности таможенного контроля является создание современной системы управления таможенным делом (Кодекс зафиксировал трехзвенную схему: ГТК Российской Федерации — региональное таможенное управление — таможня), расширение таможенной инфраструктуры (сейчас в системе функционирует свыше 120 таможен и около 400 таможенных постов), трудоемкое, требующее огромных материальных затрат на обустройство таможенных границ, материально-техническое обеспечение таможен. Международные контакты ГТК России подчинены задачам обеспечения приоритетных направлений развития таможенного дела.

Важное значение имело принятое в 1993 году решение Совета глав правительств СНГ о создании Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества, первое заседание которого состоялось в январе 1994 г. Совет определил основные направления работы, рассмотрел вопросы дальнейшего укрепления договорно-правовой основы сотрудничества таможенных служб государств Содружества. Подготовлены проекты межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, о сотрудничестве по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, а также проект межведомственного соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В Москве создан единый Центр правоохранительной информации таможенных служб государств — участников Содружества.

Достигнута договоренность о координации взаимодействия таможенных служб в области международного сотрудничества. В отношениях с третьими странами приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, стран — основных торгово-экономических партнеров, государств группы “риска” в правоохранительном плане. Подписаны межправительственные соглашения о таможенном сотрудничестве с ФРГ, Монголией, Норвегией, Швецией, Финляндией.

Россия утвердила свои позиции в Совете таможенного сотрудничества (СТС), получив статус постоянного члена Политической комиссии СТС и войдя в Финансовый комитет Совета. Практически решен вопрос о признании русского языка в качестве одного из рабочих языков данной международной организации, объединяющей 133 государства, что имеет большое практическое и политическое значение для России и ее таможенной службы.

В ГТК России ведется подготовка документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к международным конвенциям в области таможенного дела.

Отмечая определенные положительные результаты, достигнутые таможенными органами, ГТК России рассматривает их как один из этапов на пути дальнейшего развития таможенной службы.


Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации А. С. КРУГЛОВ