Обзор за август-сентябрь 2019 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за август-сентябрь 2019 года

5 сентября состоялось очередное, 169-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, запрос депутата Государственной Думы А.В. Чепы о практике разрешения споров в сфере авторского права и смежных прав, а также о совершенствовании правового регулирования в этой сфере.

В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минкомсвязи России, Минтранса России, Минэкономразвития России, Минюста России, научных и иных организаций.

 

Совет принял экспертные заключения:

 

1) по проектам федеральных законов «О гаражах, о порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Совет не поддержал проекты ввиду наличия концептуальных недостатков. В их числе: отсутствие предмета регулирования; предлагаемые термины не имеют никакой специфики по сравнению с однопорядковыми правовыми категориями; отсутствие необходимости для регулирования особенностей гражданско-правового положения гаражных кооперативов; противоречие правил проекта о прекращении членства в гаражном кооперативе существу потребительского кооператива; предусмотренные проектом особенности делопроизводства в гаражном кооперативе не могут составлять предмет регулирования федерального закона; порядок распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности нескольких лиц, не может определяется уставом корпорации; вопросы «поэтажной собственности» относятся к предмету регулирования ГК РФ и не должны решаться каким-либо особым образом для гаражей; недопустимость исключения из пункта 4 статьи 218 ГК РФ упоминания о дачах и гаражах и изменение правил о порядке возникновения права собственности на гараж в связи с выплатой паевого взноса; нецелесообразность данной законопроектной работы в связи с законопроектной работой Совета по совершенствованию законодательства о вещных правах;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях закрепления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств и (или) иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности». Совет пришел к выводу, что предлагаемые изменения вызывают возражения концептуального характера: федеральные законы уже содержат нормы, запрещающие выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицу, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; не установлены критерии или основания для выдвижения подозрений в причастности к террористической деятельности; необоснованность предложенных правил, их несоответствие статье 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Совет поддержал проект при условии его доработки путем изменения положений, направленных на разрушение и смешивание сфер регулирования федеральных законов, затрагиваемых проектом; дополнительной проработки вопроса о возможности со стороны жертвователя запретить или ограничить использование предоставляемых им средств на цели формирования целевого капитала; определения правового режима переданного в доверительное управление имущества, принадлежащего разным собственникам целевого капитала. Совет отметил необоснованность и не поддержал идею исключения условия о соблюдении требований об ограничении рисков при инвестировании активов целевого капитала, а также избыточность отдельных правил, их несоответствие принципу разделения функций и полномочий органов юридического лица;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части содержания государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), предусматривающему случаи «автоматического» изменения регистрирующим органом сведений о наименовании юридического лица. Совет поддержал Проект, указав на необходимость объединения данного проекта с проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части адреса юридического лица);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части приведения к единообразию практики регистрации сведений о юридическом лице в отношении его адреса как при изменении адреса юридического лица, так и при его создании. Совет поддержал Проект, указав на необходимость объединения данного проекта с проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части содержания государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Совет не поддержал проект по концептуальным соображениям (отсутствие необходимости в некоторых из предложенных изменениях; несоответствие отдельных положений проекта гражданско-правовой природе договора перевозки, а также общим принципам относительности обязательств и осуществления гражданских прав в своем интересе; отдельные положения проекта ухудшают уровень защищенности пассажиров);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона № 727851-7 «О внесении изменения в статью 235 Гражданского кодекса Российской Федерации» (о совершенствовании правового механизма принудительного взыскания задолженности по алиментам). Совет не поддержал проект в связи с отсутствием необходимости во внесении изменений в статью 235 ГК РФ для решения данной задачи;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона № 713218-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (в целях повышения надежности результатов актуарного оценивания). Совет в целом поддержал проект, отметив отдельные его недостатки: в пояснительной записке отсутствует описание правовых последствий дачи заведомо ложного актуарного отчета и заведомо ложного актуарного заключения, а также не указано на то, предполагается ли вносить соответствующие изменения в уголовное законодательство; не уточняются особенности рассмотрения судом заявления о признании заведомо ложными актуарного заключения и актуарного отчета;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)». Совет дал отрицательную оценку проекту, отметив, что ранее высказанные Советом замечания не учтены (см. Экспертное заключение от 19 февраля 2018 г. № 173-1/2018);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.Посмотреть приложение к заключению
10) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 189 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части отмены доверенности, совершенной в форме электронного документа), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 4 июня 2019 г. № 188-2.2/2019). Совет в целом подержал проект, обратив внимание, что отмеченные ранее недостатки устранены не полностью;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
11) по вопросу о практике разрешения споров в сфере авторского права и смежных прав, а также о совершенствовании правового регулирования в этой сфере. Совет проанализировал соответствующие предложения ряда предпринимателей и признал их необоснованными;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 

Спецпредложение
ПОСМОТРЕТЬ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ

×
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?