Обзор за январь 2014 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за январь 2014 года

27 января состоялось очередное, 112-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Аппаратом Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минтрансом России, членом Совета.

В рассмотрении вопросов повестки заседания Совета приняли участие советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека М.А.Федотов, представители Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России и Минтранса России.

По законопроектам Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» и проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Совет поддержал законопроекты с учетом высказанных замечаний: дублирование предлагаемыми положениями уже содержащихся в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» норм, неприемлемость положений законопроектов о передаче активов и обязательств кредитной организации – банкрота или их части иному банку-приобретателю, отобранному на закрытом конкурсе, что подменяет нормальные процедуры расчетов с кредиторами и не позволяет установить рыночную цену передаваемых активов; противоречие положений о приобретении Агентством по страхованию вкладов прав требования вкладчиков к банку с выплатой всей суммы вклада, в том числе за пределами максимального размера вклада, по которому выплачивается страховое возмещение, основным положениям института обязательного страхования вкладов; противоречие основополагающим принципам российского законодательства положений, ставящих судебную защиту нарушенных прав в зависимость от усмотрения Банка России, реакция которого на заявление об отзыве лицензии является обязательным условием рассмотрения судом по существу заявления о признании кредитной организации банкротом;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием». Совет дал отрицательную оценку законопроекту, указав на многочисленные существенные недостатки: отсутствие концептуальной проработки вопросов изъятия земельных участков, не используемых собственниками; нецелесообразность сохранения в отечественном законодательстве института принудительного прекращения права собственности на земельный участок по мотивам его неиспользования ввиду несоответствия этого института современным правовым реалиям (отсутствие позитивной обязанности собственника использовать принадлежащий ему земельный участок, активное участие земельных участков в хозяйственном обороте, наличие юридических механизмов противодействия спекуляциям с земельными участками, наличие механизмов, стимулирующих собственников к эффективному использованию земельных участков и др.); создание условий для снижения качества ипотечного обременения в случаях, когда ввиду несостоявшихся торгов по продаже изъятого земельного участка он поступит в собственность публично-правового образования; возможное уменьшение налоговых доходов бюджетов субъектов федерации; отсутствие четко прописанной процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков; противоречие положениям принятого Государственной Думой в первом чтении законопроекта № 47538-6; создание условий для злоупотреблений положениями проекта, предусматривающими возможность изъятия земельного участка без возложения на нарушителя обязанности возместить причиненный земельному участку вред; законопроект противоречит положениям проекта федерального закона, подготовленного Минэкономразвития России во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р, предусматривающих отмену деления земель на категории как института, дублирующего институты территориального и градостроительного зонирования; несоответствие законопроекта целям его разработки; нарушение прав граждан предлагаемыми изменениями статьи 81 ЗК РФ;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)». Совет поддержал законопроект с учетом высказанных замечаний: необходимость доработки положений законопроекта по вопросам принятия решений об определении и изменении фирменного наименования ООО и места его нахождения при использовании типового устава; отсутствие указания на лицо, обязанное предоставить заинтересованному лицу возможность ознакомиться с типовым уставом; неясность положений, которые могут быть истолкованы как освобождающие общество от обязанности хранить «нетиповые» документы; отсутствие указаний на правовые последствия внесения уполномоченным государственным органом изменений в форму типового устава для юридических лиц, использующих такие уставы; ряд юридико-технических замечаний;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Совет поддержал законопроект с учетом замечаний юридико-технического характера;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

Кроме того, на заседании Совета приняты экспертные заключения:

1) по запросу советника Президента Российской Федерации М.А.Федотова по вопросу о компенсации морального вреда в случаях распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Советом не поддержано предложение об исключении из статьи 1100 ГК РФ упоминания о компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда в случаях распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, поскольку такое предложение неоправданно сужает возможности защиты личности, потерпевшей моральный вред от посягательств на принадлежащие ей нематериальные блага. При этом Советом указано на неверное понимание термина «диффамация», неверную оценку института безвиновной ответственности, недопустимость оценки норм Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» об ответственности как имеющих приоритет перед нормами ГК РФ, ошибочность рассмотрения в качестве субъекта ответственности за диффамацию журналиста, а не средства массовой информации. Советом также высказано мнение о необходимости дальнейшего развития мер защиты личных неимущественных прав граждан, в том числе путем увеличения числа случаев безвиновной компенсации морального вреда;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту доклада Минюста России о включении в часть вторую ГК РФ отдельной главы, регулирующей гражданско-правовую ответственность юридических и физических лиц при совершении коррупционных правонарушений. Совет не высказал замечаний по содержанию проекта, поддержав его общий вывод о нецелесообразности включения в часть вторую ГК РФ указанных положений;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации

 

 

ОПОВЕСТИТЬ
 

Спецпредложение
ПОСМОТРЕТЬ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ

×
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?